СЕЙЧАС обсуждают
читать все комментарии
WandaKap
 
16:52:06 20.07.18
ОТЗЫВЫ
читать все отзывы

Социальная сеть НП
перейти в соцсеть Написано Пером
990 участника(ов)

САМЫЕ обсуждаемые:

ЧИТАТЕЛИ рекомендуют

ТОП комментаторов:
waniliawn
 
Комментариев: 5143
netrenimek
 
Комментариев: 5086
Breestype
 
Комментариев: 4990
cronlill
 
Комментариев: 4974
altellodon
 
Комментариев: 4699
Другое 
Комментариев: 347
Писатель 
Комментариев: 277
Adrianglaks
 
Комментариев: 262

Ник на сайте:
ФИО:
Ghotfrid Johann
Род деятельности:
Редактор
Дата рождения:
Не указана
Родной город:
Рецензируемое произведение:
Семёнов Юлиан
Нет рейтинга
Рецензия:
ПЕТАРДА ДЛЯ ОБЫВАТЕЛЯ
рецензия на роман Ю.Семёнова
"Бомба для председателя"

Johann Ghotfrid

Рецензия на книгу Юлиана Семёновича Семёнова "Бомба для председателя".

Когда Юлианом Семёновым была написана "Бомба для председателя", автора этой статьи не было на этом свете. Он родился несколько позже, и в то время, когда память общества о Второй Мировой войне перестроилась с почитания на уважение её участников. А когда автор статьи начал сознательно погружаться мир литературы, как вдумчивый и внимательный читатель, Юлиан Семёнов заботливо и выверено провёл его короткими институтами Истории, уча, что кроме уважения, победители самой жестокой, самой опустошающей войны в истории человечества, кроме уважения навечно достойны и восхищения, и почтения. Это их неотъемлемое верховное право и наша с вами святая обязанность.

Этот экскурс Юлианом Семёнов провёл для меня дважды. Первый раз это произошло, когда я в силу малоопытности по возрасту был не способен отличать цвета действительности от красной однотонности советской идеологии. Но уже тогда, в том юном возрасте, я услышал тревожный стон набата, который прорывался сквозь строчки захватывающего приключенческого романа. Набат гудел о том, что спустя почти 20 лет после завершения войны в мире есть силы, заинтересованные в том, чтобы возродить величие очередного "рейха".

На этот демарш они тратят немалые силы и средства, чтобы если не отобрать у наших народов Победу над врагом всего человечества, так хотя бы сместить акцент последующих поколений на более привлекательные материальные аспекты современной жизни, сделав, в конце концов, из подвига наших предков лишь одну главу в учебнике по Истории.

Экскурсии Юлиана Семёнова были закреплены выдающимся дидактическим материалом. Я говорю не только о телесериале "17 мгновений весны", так как "Бомба для председателя" - это ещё одна история о Всеволоде Владимировиче Владимирове (более известном под оперативным псевдонимом Исаев Максим Максимович, или - Макс Отто фон Штирлиц), советском разведчике глубокого внедрения.

Речь ещё и о родственниках, которые прошли через огонь и лишения страшной войны. Дедов я не помню. Они ушли из жизни скоро после войны, приказав долго жить и помнить. Полученные ранения сделали своё дело. Но в моей памяти остались все рассказы моих бабушек (одна из которых прошла через горнило нацистских концлагерей, другая - через лишения и отчаяние оккупации), и родителей, которые пересказывали мне повести дедов-фронтовиков о войне. Эти рассказы я передаю своим детям.

Также мне повезло с преподавателями, которые организовывали нам, впечатлительным юнцам, экскурсии в музеи концлагерей Бухенвальд, Равенсбрюк, Заксенхаузен. С их стороны это была, конечно, не личная инициатива. В те годы память о Великой отечественной войне, о Второй мировой войне - была довольно серьезной государственной программой по воспитанию подрастающего поколения. Сейчас это отдано на откуп родительской совести.

В наше время серьёзным инструментом воспитания наших детей и внуков есть кино и книги. Конечно, это слабый противовес поттерам, аватарам, комиксам и рекламе различных шняжек. Вызывает сожаление то обстоятельство, что за несколько последних десятилетий мне не довелось встретить подобной семёновской авторской руки. (Почему - отчасти постараюсь это пояснить в Post Scriptum к этой статье.) Единственное событие, которое хоть как-то имеет отношение к сказанному - "покраска" цветом уже упомянутого сериала режиссёра Татьяны Лиозновой "17 мгновений весны". Но разве можно сравнить работу маляра с гением автора?

"Бомба для председателя" - это высокоинтеллектуальное чтиво. Это политический, серьёзный морально-этический остросюжетный роман. Таких накала, упорядоченности, значимости событий, их полновесности в сюжете, а также педагогической ценности, как для развлекательной литературы, я, увы, давно не встречал. Не потому, что нет подобных авторов, а потому, что они оказываются за границей внимания современного издателя, который самолично и в одностороннем порядке решает, чего желает публика.

Есть книги одноразовые, которые можно прочесть в поезде и выйти на конечной, забыв на столике в купе, и более никогда не вспоминать о её обложке и содержании. "Бомба для председателя" обязательно запомнится. Она заставляет думать и анализировать. События романа происходят в 60-х годах прошлого столетия. Но они легко находят своё в отражение в нашем времени.

Мне было интересно перечитать эту книгу и спустя почти 30 лет. Ранее она впечатлила крепко свитым сюжетом. Ныне - тонким анализом и иллюстрацией политических технологий, которыми, порой смертельными дозами, потчуют нас во власть стремящиеся и власть держащие.

Что же нового найдёт для себя в "Бомбе для председателя" современный читатель? Прежде всего, отсутствие безразличия автора, его социально значимый голос, твёрдую позицию в изобличении лицемерия и лжи в политической и социальной сферах государства. Раскрученные в прессе скандалы 60-х действительно имели значение, необходимый вес и авторитет, чтобы выковыривать из политических, государственных, финансовых кресел тех, кто опорочил себя связями с нацистским преступным режимом. Воспоминания людей о войне тогда были слишком свежи, чтобы в своём слове они позволяли себе безразличную халатность. В настоящее же время связи чиновников, политиков с преступным миром - не более, чем заурядная новость, поданная, как социальное или политическое достижение. СМИ предпочитают делать сенсации на каком-нибудь постановочном сериале о загнанных в очередной "Дом" или "Адскую кухню" косноязычных неврастениках.

"Бомба для председателя" ярко иллюстрирует нам, современникам, что погоня за сенсацией сегодня тождественна её синтезу. Искать правду, бороться за неё ныне не кошерно. Также становится жаль, что всё, за что отдавали жизнь, уродовали молодость и теряли здоровье наши деды в окопах на передовой, в бараках концлагерей, сейчас мы уже утрачиваем. Семёнов в своей книге предупреждал об этом ещё в 1970 году. Но мы мало читаем. Наши бубны не для скуки (в наши бубны стока букафф не фласит).

"Вы должны звать к демократии, а не к диктатуре, ибо лишь расшатав демократию ещё более разнузданной демократией, мы сможем подвести обывателя к требованию: "Дайте нам железного канцлера, который будет гарантом нашего будущего!" Это слова одного из героев романа, Дорнброка, который наставляет своих соратников, как вновь и прочно прийти к "новому Мировому порядку". Это звучит из уст влиятельного нацистского промышленника, разработавшего оборудование для производства газа Ziklon-B, с помощью которого были удавлены в газовых камерах миллионы человек.

Какое точное описание технологии построения Новой истории! И какой проницательный авторский взгляд в будущее - т.е. в наше настоящее, когда обессилев от окружающего лицемерия, нищеты (в том числе больше духовной), разгула олигархическо-бандитского беспредела, мы готовы принять над собой очередного кровавого диктатора. И становится совершенно без разницы, под каким полотнищем он будет обещать нам светлое будущее и уверенность в сегодняшнем дне: под красным со свастикой, под трёхцветным или тризубым. Что же до концлагерей, эшафотов, крематориев, безымянных братских могил, пыток в застенках - так это всего лишь рациональная необходимость, до которой нам нет дела, пока она не разотрёт нас в своих кровавых жерновах в муку и прах для удобрения полей. Ведь ничего личного - только бизнес или вездесущий корпоративный интерес!

Роман "Бомба для председателя" для современного читателя прозвучит хлопком петарды, который, тем не менее, заставляет вздрогнуть и осмотреться более внимательно на то, что происходит вокруг, в обществе.

Но Юлиан Семёнов слишком ответственен, как автор, чтобы оставлять своего читателя в одиночестве перед опасностью, вдруг, так очевидно ставшей реальностью для нас.

Семёнов учит нас из далёкого прошлого, что в современной политике не всё так просто, как кажется. Лишь не безразличному, вдумчивому обывателю политика предстаёт во всей своей красе. И тогда начинаешь понимать истинные цели и намерения тех, кто с трибун ратует за народ. Демагогия современных политиков настолько же лицемерна, как и их власть. Разница в том, сколько жертв они положат себе под ноги в своём стремлении к власти. И на этом пути у них не будет ни капли ответственности за это. Примеры этому весьма очевидны и красноречивы.

Юлиан Семёнов мастер построения сюжета. В романе "Бомба для председателя" он построен на принципе точки приложения сил. Когда нет необходимых средств для достижения цели, находят эту самую точку приложения сил в конструкции условий, чтобы приложив к ней минимум усилий, получить требуемый результат.

У постаревшего, практически отошедшего от дел внешней разведки Штирлица нет необходимых средств, чтобы разрушить всё то, что смогли восстановить со времени завершения WWII его бывшие "коллеги" по RSHA (Главное управление имперской безопасности). Его в книге мало, но Исаев сам по себе хорош, не смотря на возраст, и на то, что за его спиной не стоит могущественный КГБ. Его опыт, его аналитические способности выдающегося разведчика, а также старые связи позволяют с наивысшим эффектом и с наименьшими усилиями нанести сокрушительный удар по врагам, пытающимся возродить былое величие.

Всякий вор, преступник и подлец опасаются лишь одного - огласки, а вместе с нею и общественного осуждения и, как правило, отторжения. Огласка разрушает им все планы, лишает перспективы, приносит убытки. Штирлиц выбирает именно этот путь: высветить деятельность клана Дорнброка и его приспешников в демократической прессе. Удары Штирлица короткие, несильные, но эффективные. От каждого удара расходятся круги, как по воде, раскачивая едва устоявшиеся после II Мировой войны устои общества.

Читатель воспринимает историю "Бомбы для председателя" с гребней этих волн. С одного в деталях созерцается трагедия клана Дорнброков, когда во имя возрождения Великой Германии, на алтарь власти выливается даже родственная кровь, щедро приправленная гнилью предательства и низких интриг.

С другого гребня видна судьба режиссёра Люса, вступившего в тяжкое противостояние с неонацистами. В своём активе он имеет лишь талант художника-документалиста, и невероятно тяжёлый внутренний конфликт: а стоит ли заниматься разоблачением чудовищ, которые лишь сменили напитанные кровью войны плащи на новые, свежие, готовые впитывать кровь новых жертв, или просто погрузиться в сытую и спокойную жизнь прагматика?

Люс один со своим талантом режиссёра выступает против сонма наёмных убийц, заказной прессы, провокаторов, агентурной игры, предательства близких людей, которые малодушны в своём стремлении к материальному благополучию. Это яркая трагедия художника, избравшего полную лишений жизнь за право говорить правду.

Остаётся добавить, что есть экранизация романа снятая режиссёром А.Бомбровским по сценарию самого Ю.Семёнова в 1976 году - "Жизнь и смерть Фердинанда Люса" с участием таких великих актёров, как Д.Баниониса и В.Ливанова. Но это уже отдельный разговор.

Приятного чтения.

P.S. Занимаясь чтением "Бомбы для председателя", автор статьи решил провести эксперимент. Распечатав часть книги, приложив к ней синопсис и аннотацию, он отправил полученный материал в одно из издательств, знакомому редактору, с просьбой сказать, что он думает по поводу написанного и возможно ли издание подобной книги. Ответ был получен через месяц, что довольно быстро - всё-таки по знакомству и по личной просьбе.

Оказалось, что автор рукописи (Юлиан Семёнов) нисколько и никак не разбирается в политической ситуации, которая сложилась в Европе на рубеже 60-х-70-х годов прошлого столетия; не обладает литературным талантом; не умеет работать с героями; намеренно утяжеляет событиями сюжет; не привносит в содержание лирические мотивы; поднимает темы, которые сейчас никому не нужны; и в общем и целом, если это всё-таки считать литературой, следует дипломатично сказать автору, тем что он продуцирует "неформат".

После такого редакторского резюме, конечно, условия эксперимента были раскрыты. Автор статьи пополнил список кровных недругов этого редактора, прикрывшего собственный непрофессионализм обидой.
Этот эксперимент был проведён с одной целью: узнать, а есть ли шанс у авторов представить читателям свои тонкие, насыщенные, яркие политические детективы или написать об играх патриотов в мировых спецслужбах. Выводы очевидны.
[kommentariev]

На портале принята 12-балльная шкала рейтингов, которая помогает максимально точно отразить впечатление от прочитанной книги. Выставляя рейтинг, руководствуйтесь следующим соответ- ствием между качественной оценкой и числом.